Чезаре Беккариа


Как было точно подмечено в предисловии к работе в журнале «Законность» (1993г., № 1-6), «сокровища правовой мысли, к сожалению, малоизвестны не только широким слоям населения нашей страны, но и многим юристам. Сжатый и уже основательно забытый курс Истории политических и правовых учений, прослушанный когда-то в вузе, создал лишь самое приблизительное представление о богатейших источниках прошлого».
Не только Ф.М. Достоевский писал о преступлении и наказании? За 2 века до него об этом писал итальянский ученый-гуманист Чезаре Беккариа. Он был так знаменит, что Екатерина II предлагает ему переселиться в Петербург, но он принимает приглашение энциклопедистов и едет в Париж, кроме того, сам Вольтер пишет комментарии к его книге… И он явно обладал везением: критиковать смертную казнь, это обыденное наказание, и пытки, как средство сбора доказательств, и все это в Риме, сердце инквизиции, и остаться … в живых J
Лично мне он нравится уже за фразы «счастлива та нация, где знание законов не составляет науки» и «разум почти никогда не был законодателем наций», но не менее интересны и его рассуждения о конфискации и смертной казни. Не правда ли актуально? Судите сами: «Следует ли лишать имущества подвергнутого изгнанию? Потеря имущества является более тяжелым наказанием, чем изгнание». Но… «Имущество, отнятое у преступника, должно перейти скорее к законным его наследникам, чем к государю». Вот так знаменитый итальянец решал первую проблему, а так вторую: «Что за право убивать себе подобных, присвоенное людьми? Оно несомненно не является тем правом, на котором основаны законы». Понимая под правом наказания обратную сторону необходимости защитить себя, полученную путем правоограничений, и в праве смертной казни Беккариа пытается найти «сумму самых малых частиц личной свободы каждого» и не находит: «Но кто захотел бы предоставить другим распоряжаться его жизнью? Возможно ли, чтобы, жертвуя самой малой частицей своей свободы, тем самым приносили в жертву величайшее из всех благ – жизнь?». Более того, «смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает пример жестокости».
Конечно, некоторые мысли Беккариа не покажутся современному читателю оригинальными, но для 1764г. это был несомненный прорыв:
- только законы могут устанавливать наказания за преступления, и власть их издания может принадлежать только законодателю;
- суверен (государь) не может сам судить, необходим судья;
- власть толковать законы не может принадлежать судьям;
- преступления образуют лестницу, пирамиду, такую же лестницу образуют наказания, если это правило не работает, сами наказания способны порождать преступления;
- вздорным является соображение о слабости женщин как свидетелей;
- было бы справедливо, если бы обвиняемый мог в определенных пределах отводить судей;
- суды должны быть публичны;
- присяга превращается мало-помалу в простую обрядность, т.к. каждый судья может засвидетельствовать, что ни 1 еще обвиняемого она не заставила сказать правду;
- наказания должны производить сильное впечатление на других членов общества и быть как можно менее чувствительным для того, кто их переносит;
- там нет свободы, где человек перестает быть личностью, и рассматривается как вещь;
- одно из самых действенных средств заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности и неумолимости судей;
- пожизненное рабство более сурово, чем смертная казнь;
- для иностранцев местом наказания является только место совершения преступления;
- тяжкие преступления не должны иметь срока давности;
- самоубийство является преступлением и так же противно законам, как и применение смертной казни;
- законы, запрещающие ношение оружие, не предупреждают преступления, а боятся их, это законы с ложным понятием о пользе;
- лучше предупреждать преступления, чем наказывать;
- милосердие – добродетель законодателя, а не исполнителя законов.
Что ж некоторые мысли можно оспорить, но почитать стоит, ведь большинство из них время – этот бесстрастный судья - не опровергло, а подтвердило. К тому же Беккариа пишет так пламенно, как сейчас уже никто не пишет, что не оставит Вас равнодушным.

Приятного прочтения!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хазахча-хызылча (хырғыс) эргэ тылдыт (Русско-кызыльские (хакасские) юридические термины.)

Список публикаций Никиташиной Н.А. до 2017 г. вкл.